Основы религиозных культур и светской этики

Муниципальное образовательное учреждение

 "Информационно-методический центр"

Новосибирский район Новосибирской области

                     
 

Основы религиозных культур и светской этики

Презентация Третьяковой Светланы Владимировны

 

начальник отдела методической работы Научно-образовательного центра изд-ва, "Апробация учебных пособий курса "Основы религиозных культур и светской этики"

 

 

Презентация

 

Нормативные правовые основы и опыт религиоведческого, культурологического и религиозного образования в государственных общеобразовательных школах Российской Федерации

 

 

Примерные темы эссе

 

1. Ваше отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе.

2. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» - требование времени.

3. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в контексте нового Федерального государственного образовательного стандарта.

4. Основные проблемы развития духовно нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.

5. Российская религиозно-культурная традиция как основа курса «Основы религиозных культур и светской этики».

6. Специфика курса «Основы религиозных культур и светской этики», его отличие от традиционных учебных курсов.

7. Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка.

8. Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России.

9. Добро и зло в свете идеологии курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

 

  Проектирование видов деятельности

 

 

Педагоги (предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования)

Учащиеся 4-5 классов

1

Методика подготовки и проведения урока «Подготовка творческих проектов». (урок № 31)

1

План проведения урока «Что такое творческий проект и как его разработать?» Непосредственно для учащихся – урок № 31

2

Методика подготовки и проведения занятия «Организация выступления школьников со своими творческими работами» (уроки №№ 32, 33)

№32 Выступление обучающихся со своими творческими работами:

«Как я понимаю православие»,

«Как я понимаю ислам»,

«Как я понимаю буддизм»,

«Как я понимаю иудаизм»,

«Что такое этика?»,

«Значение религии в жизни человека и общества»,

«Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

№33 Выступление обучающихся со своими творческими работами:

«Мое отношение к миру»,

 «Мое отношение к людям»,

 «Мое отношение к России»,

«С чего начинается Родина»,

«Герои России»,

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,

«Мой дедушка – защитник Родины»,

«Мой друг»,  и т.д.

 

2

Сценарий проведения занятия «Наши творческие проекты» (указываются темы « ……..»). Непосредственно для учащихся – уроки № 32, 33

3

Методика подготовки и проведения итогового мероприятия «Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». (урок № 34)

3

Сценарий проведения итогового мероприятия «Мы выбираем дружбу» (или иной авторский вариант …) (урок № 34)

 

От каждой учебной группы готовится одно выступление на пленарное заседание.

Логика изложения материалов прилагается.

 

В качестве итоговой работы по темам 31, 32, 33 и 34 уроков, предлагается, исходя из заданного группе формата, подготовить для защиты проект занятия:

1. с учителями (как будут его проводить тренеры в регионе)

2. с учениками 4-5 класса (как будут проводить его подготовленные тренерами учителя).

 

Участникам предлагается перечень пунктов, которые желательно отразить в проекте занятия (каждая группа может вводить дополнительные пункты или исключать те, которые, по их мнению, не подходят для заданного формата задания). Также, группа при разработке задания может менять предложенную последовательность изложения.

 

Разработку проекта занятия предлагается представить в следующей логике:

1. Тема и краткая аннотация.

2. Цель и задачи занятия (урока, разработки, проекта)

3. Оборудование необходимое для проведения мероприятия (занятия, урока, разработки, проекта)

4. Место проведения

5. Требуемая предварительная подготовка

6. План занятий

7. Ход работы

8. Дидактические цели мероприятия (занятия, урока, разработки, проекта)

9. Методические задачи мероприятия (занятия, урока, разработки, проекта)

10. Компетентности, формируемые у обучающихся (учащихся)

11. Основополагающий вопрос мероприятия (занятия, урока, разработки, проекта):

12. Вопросы учебной темы (проблемные):

13. Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта/Вопросы для самостоятельной работы учащихся

·         Темы исследования

·         Учебные вопросы

·         Цель

·         Задачи

·         Методы исследования

·         Ход исследования

14. Подведение итогов

15. Продолжительность работы

 

Примечание: Слушатели при разработке проекта занятия могут использовать материалы Рабочей тетради по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» стр.84-85, стр.90.

 

 

Работа с письменными источниками в курсе "Основы религиозной культуры и светской этики" 

Краткая  аннотация главы

 В данной части пособия раскрываются современные научно-методические подходы к организации работы учащихся с источниками по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики». Вариативные методики и технологии использования источников в рамках любого учебного предмета и курса обусловлены их дидактическими особенностями, поэтому здесь представлены характеристики различных видов документов и в более широком смысле - текстов, которые могут быть включены в содержание нового курса в качестве источников информации и средств организации познавательной деятельности школьников.

   Учитывая уровень развития возрастных познавательных возможностей школьников 4 – 5-х классов, которым адресован новый курс, в методических рекомендациях приходится ограничивать набор образовательных стратегий работы с источниками. Однако преподавателю важно владеть максимально полной информацией об основных принципах и приемах изучения источников в основной и полной школе, поскольку они применяются в целом блоке учебных дисциплин, ценностно созвучных целям и задачам курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Это, в первую очередь, базовые общеобразовательные предметы: История, Обществознание, География, Литература, - а также гуманитарно-оринтированные курсы по выбору и факультативы. Их средствами в образовательном пространстве школы создаются главные условия для достижения учащимися метапредметных и личностных результатов гуманитарного образования:

   «освоение способов деятельности, применимых как  в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях»

   и «система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам»[1].

  

  Основные вопросы главы:

1. Роль источников в гуманитарном образовании школьников.

2. Виды и свойства письменных источников.

3. Дидактические варианты изучения источников с примерами, близкими к содержанию курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

4. Словарь основных понятий.



[1] Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  (проект) \ под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., 2008, с.24.

 

Александр Ильич Савенков. Тезисы лекции.

 

 

 

         1.Актуальность. Особенности современных философско-педагогических решений проблемы выживания в динамичном мире (развитие поисковой активности и стимулирование развития исследовательских способностей; развитие умений и навыков целеполагания – проектирование, как способ спрятаться от жизненных реалий; формирование религиозной картины мира и др.).

2. Интеллект, креативность и нравственная сфера личности. Научная и религиозная картины мира. Здравый смысл и научный факт.

3. Концепция исследовательского обучения. Принципы исследовательского обучения. Учебная и познавательная деятельность современного школьника и пути их сближения. Познание как творчество.

4. Компоненты системы исследовательского обучения. Характеристика: учебно-исследовательской практики современных школьников; тренинга исследовательских способностей; мониторинга исследовательской деятельности учащихся.

5. Требования к педагогу.

6. Основные проблемы внедрения исследовательского обучения в практику современного образования.

 

 

Литература

1.     Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. — М., 2003.

2.     Брунер Дж. Культура образования. — М., 2006.

3.     Де Боно Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении. — М., 1976.

4.     Диксон У. 20 Великих открытий в детской психологии. –М., 2004. 

5.     Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — М., 1995.

6.     Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. — М., 2000.

7.     Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. –М., 2003.

8.     Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. — М., 2000.

9.     Пономарев Я.А. Психология творчества. — М., 1976.

10.  Практический интеллект / Под. ред. Р. Стернберга. — СПб., 2003.

11.  Регирер Е.и. Развитие способностей исследователя. –М., 2003.

12.  Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М., 1989.

13.  Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. –М., Сентябрь, 2001.

14.  Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.  — М., 2006.

15.  Савенков А.И. Психология детской одаренности. –М., Генезис., 2010.

16.  Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. — М., 2004.

17.  Спиридонов В.Ф. Психология мышления решение задач и проблем. — М., 2006.

18.  Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе // Иностранная психология.

№     11. 1999. С.19—29.

19.  Тюменева Ю.А. Психологическое измерение. — М., 2007.

20.  Урман К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе // Иностранная психология. № 11. 1999. С. 41—51.

21.  Ушаков Д.В. Интеллект; структурно-динамическая теория. — М., 2003.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск.,  1997. Хуторской А.В. развитие

 одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. –М., 2000.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".